Как научить ребенка ползать?

Некоторые родители радуются, объявляя: «А вот мой малыш не ползал – сразу пошёл ножками!». Радуются – потому что ошибочно полагают: мое чадо сделало рывок в развитии, опережая сверстников. Однако, когда речь идет о столь маленьких ребятишках, амбициозность следует оставить до других времен. Неспешность и естественность развития – лучший залог того, что малыш вырастет здоровым, всесторонне развитым. Пусть-ка взрослый попробует опуститься на четвереньки или даже на живот и поползти… Сразу почувствуется нагрузка на плечевой пояс, весь мышечный корсет, спину – позвоночник. Вот это все и много другое должен освоить и малыш на своем очередном возрастном этапе.

Ребенок ползет

Нужно ли этому учить?

Существует заблуждение: ребенок научится всему сам – так природа задумала и не нужно насильно его направлять. Отнюдь. Человечек, пришедший в этот мир, нуждается в наставнике. Для начала это – мама. Но первое, о чем нельзя забывать, конечно, это индивидуальность. Да, есть общепринятые ориентиры, и на ежемесячном осмотре педиатр обязательно интересуется – что ребенок уже умеет. И все же грамотный детский доктор будет соотносить достижения младенца с его индивидуальным графиком развития, наследственностью и прочими моментами.

В деле освоения первых жизненных навыков малыши удивительно своеобразны. Кто-то рано начинает переворачиваться на бочок, но долго не решается пойти ножками. А кто-то, пропустив фазу сидения или ползания, успешно бегает. В любом случае задача родителей – соблюсти общепринятую схему детского развития. Но как же этому учить? Это вопрос вопросов для новоиспеченных мам и пап, и тут на помощь приходит народный опыт, передаваемый в семье из поколения в поколение, или же консультация у педиатра.

Сроки для освоения такого навыка как «ползание» малышам ставятся в пределах от полугода – до 10 месяцев. В самом этом передвижении можно условно выделить своеобразные фазы:

  • физическая возможность
  • стимул
  • моральное поощрение
  • отдых

С физической возможностью связано индивидуальное развитие, поскольку порой бывает и так, что ребеночек старается, хочет ползти, но – не может в силу недостаточно сформировавшихся мышц, то есть, ему просто не хватает силенок. В таком случае не нужно его заставлять, следует подождать, пока малыш окрепнет.

Нужда в стимуле появляется тогда, когда младенец не спешит осваивать что-то новое, ему и так хорошо – просто лежать на животике, раскинув ручки, и наблюдать за окружающим. В таком случае на помощь приходят различные подручные средства. Это могут быть яркие или издающие звук игрушки. Роль стимула иногда хорошо играет любимая игрушка. А иногда им становится неожиданный предмет. К примеру, если моя старшая дочь стремилась доползти до любимого резинового утенка, то моя младшая усердно «гналась» за листочком отрывного календаря, который мы клали на некотором отдалении от нее.

«Первопроходца» обязательно нужно поощрять – хвалить, радоваться его успехам, чтобы ребенок воочию убеждался: он на правильном пути, его усилия не напрасны. Это ведь с точки зрения взрослого — нет ничего легче, а для человечка, только-только пришедшего в мир, все связано с неимоверными усилиями и кропотливым трудом.

Важно: взрослый может увлечься и не заметить, что малыш переутомляется. Обязательно следует чередовать ползание с отдыхом. Например, перевернуть на спинку, дать так полежать. Или взять на руки, поносить по комнате, разглядывая различные предметы.

Учеба – дело трудоемкое, требующее поэтапности и времени. Совсем недавно взрослые радовались тому, что чадо научилось переворачиваться на бочок. Теперь необходимо переходить к следующей ступеньке: уверенно лежащему на животике малышу аккуратно подкладывайте под грудь и ручки полотенце, свернутое валиком. Лучше для первого раза попросить показать — как это делается — бабушку малыша или педиатра, чтобы ненароком не повредить детскую спинку. Детишки очень это любят – они приподнимаются «над миром», видят гораздо больше предметов, обстановку, родителей; стараются дольше держать головку, поворачивать ее из стороны в сторону. И уже вслед за этим появляется желание двигаться вперед – исследовать это все.

Этапы обучения премудростям ползания

Как и все новое, для маленького ребенка и его родителей все эти фазы освоения различных навыков – премудрости. И у них есть свои этапы. У ползания это:

  • сдвинуться с места
  • ползти вперед на животике, задействуя ручки
  • быстро ползти (за чем-то)
  • преодолевать препятствия
  • ползти на четвереньках

Для начала следует правильно подготовить место. Подойдет любая ровная поверхность (теплый чистый пол, разложенный диван), на которой нет легкого покрытия, например, пеленки, поскольку она будет скатываться, скомкиваться и мешать движению. Лучше использовать детское покрывало или одеялко. Одежда малыша должна быть удобна – по той же причине. На некоторых моментах мама или папа могут «подставить плечо», а точнее – руку. Например, ладонь к стопам малыша — чтобы помочь отталкиваться, ведь он и так совершает активные движения ножками. Стимулировать недостаточно активного ребеночка любимой игрушкой, как уже упоминалось выше. Расставлять препятствия в виде маленьких подушечек, мягких игрушек на пути малыша, чтобы он их обходил. А в других случаях ребенок и сам довольно успешно справляется с новыми задачами – ускоряет движение, круто меняет направление, встает на четвереньки.

В связи с обретением нового умения иногда встает вопрос: что делать, если сорванец ползет назад? Переучивать или не стоит? Двигаться таким образом детишкам несколько легче, поскольку ручки упираются в поверхность и остается лишь подать весь корпус назад. Такой способ для общего развития тоже хорош, но, когда малыш достаточно освоит его, нужно постараться, чтобы он и вперед ползал так же хорошо, как и назад.

Что дает ребенку новый навык

Почему же нельзя миновать в развитии этап ползания? Чем он так незаменим для развивающегося крохи? Вот лишь несколько аспектов:

  • плавный, естественный переход к прямохождению
  • физическую выносливость
  • гармоничное развитие всех групп мышц
  • осваивание навыков балансировки, равновесия, координации движения
  • расширение зрительного кругозора и нарабатывание визуальных навыков
  • активное развитие связи обоих полушарий мозга
  • мощный психоэмоциональный толчок, следствием которого становится самостоятельность

Кстати, о последнем пункте: научно доказано, что дети, не пропустившие фазу ползания, в дальнейшем становятся обладателями такой важной черты характера как уверенность в себе, умение самостоятельно принимать решения. С этим же связан и тот момент, что некоторые мамочки, а то и папочки не желают спускать чадо с рук, тем самым отдаляя нужный момент освоения нового навыка. Кому-то просто удобнее носить малыша на руках, а кто-то ошибочно полагает, что так проявляет свою нежную любовь. Тогда как любить своего ребенка – значит, вовремя помогать ему становится человеком во всех отношениях. Это касается и своевременного умения ползать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.