Михаил Лермонтов, зная несколько языков, не занимался переводами, ведь был полон собственных идей. Но написанное им в 1841-м году стихотворение «На севере диком...» - это художественно интерпретированный перевод произведения немецкого лирика Генриха Гейне. Благодаря использованию различных художественно-изобразительных средств русскому поэту удалось раскрыть мотив одиночества, вывести на центральный план рядом с темой неразделенной любви также проблему человеческой разобщённости и передать читателю всю глубину чувств.
Центральным образом выступает сосна, и именно через него автор раскрывает тему произведения. В нем Лермонтов не только обобщает человеческое чувство одиночества, но и передает собственную печаль. Ведь ему было знакомо и непонимание сверстников, и детство без родителей, и отсутствие родственной души. Поэтому автор проводит параллель между собой и всеми забытым деревом. А пальма символизирует надежды на то, что где-то еще в мире есть совсем непохожий, но такой же одинокий человек, способный понять душевные переживания тонкой натуры автора.
Чтобы создать реалистичные поэтические образы, которым читатель поверит, Лермонтов использует олицетворение: «сосна дремлет», «ей снится». Наделенные человеческими способностями и чувствами деревья рассказывают о горечи разлученных людей. Также это подчеркивает бренность жизни и тоску, обречённость даже в природе.
Для раскрытия образа сосны используется сравнение: «одета, как ризой», что помогает и наделить дерево человеческими чертами, и подчеркнуть ее торжественность и красоту. Ведь риза – это красивая одежда священника во время богослужения. Но даже это не спасает от страданий, и красивая душа все равно остается непонятой миром.
Непосредственно со словом сосна не используются эпитеты, но они помогают подчеркнуть настроение всего стиха, атмосферу, в которой растет дерево. Среди них – «севере диком», «голой вершине» и «утёсе горючем», благодаря которым нагнетается чувство тоски. А инверсия его только усиливает: «утёсе горючем», «в пустыне далекой», «стоит одиноко сосна».
В стихе повторяются слова с общим корнем «одн»: «одна», «одиноко», помогающие создать настроение и мотив. Они неразрывно связаны с центральным образом страдающей сосны.
Лермонтов в стихотворении «Сосна» проявил себя не только как поэт, но и как художник, нарисовав с помощью художественно-изобразительных средств глубокий, близкий многим, визуализированный образ, в котором смешались краски природы и человеческие переживания.