Функции психики

Функции психики — это определенные свойства и качества психики, обеспечивающие адаптацию к меняющимся условиям окружающей среды. Это целостная система, в которой полноценное взаимодействие мира и человека возможно за счет взаимосвязи и взаимообусловленности всех функций.

Функции психики

Такое определение функций проистекает из понимания того, для чего служит психика и что обеспечивает для человеческой жизнедеятельности. Благодаря психике, человек создает собственную картину реальности на основе отражения окружающего мира и может координировать свою деятельность и поведение.

Формы такого отражения могут быть разными, и присущи они, конечно же, не только человеку. То, что отличает человека от собаки или кошки, это механизмы действия психики, которые возникли под влиянием социокультурного развития общества. Функции психики лежат в основе таких сложных и многозначных психических процессов и явлений как память, речь, воображение, мышление, восприятие, которые, уже сами, образуют сознание. При этом существует также низший уровень психики, уровень бессознательного, который появляется в результате неосознаваемых воздействий.

Мир психики — это внутренний душевный мир человека. Субъективная реальность, в которой существуют мысли и чувства, эмоции, интересы, мечты и планы о будущем, отношения с людьми и с самим собой. Всё, что делает человека ни на кого непохожим, уникальным. Психика подвижна и переменчива, никогда не стоит на месте, всегда развивается за счет полученного жизненного опыта.

Исследование психики даже на сегодняшний день не закончено, и поэтому не существует единого понимания всех функций. В конце XIX века было принято считать, что у психики есть только одна функция — адаптация, позволившая человеку выжить в неблагоприятных условиях среды. Конечно же, этого объяснения было недостаточно, чтобы оправдать такие сложные явления как творчество или любовь. Сегодня в психологической литературе выделяют и описывают три функции психики, которые признаны самыми важными. Это в первую очередь, отражение окружающей действительности. Затем регуляция поведения. И в общем смысле — осознание своего места в мире.

1. Отражение окружающей действительности

Основная способность психики, проявляющаяся в непосредственном отражении окружающей среды. Это активный свободный процесс постоянного и непрерывного познания действительности, который носит субъективный характер. Это значит, что отражение зависит от индивидуальных личностных особенностей человека и даже от конкретного психоэмоционального состояния.

Именно поэтому, так нередко люди кардинально не совпадают во мнении относительно схожих предметов или явлений. Отражение позволяет строить свою уникальную картину мира, и у каждого человека она своя. При этом, однако, субъективность восприятия не отрицает объективности реальности окружающего мира, являясь, скорее, слепком реальности.

Еще одной особенностью отражения стала способность предугадывать ход событий, а также результат своих действий на основе познания закономерностей мира и жизненного опыта.

2. Регуляция поведения

Эта функция дает возможность реагировать и отвечать на раздражители. Поведение человека, притом, является внешним проявлением внутреннего мира. От этого зависит, какие мотивы и потребности руководят человеком, какими способами он добивается цели, какие принимает решения и планы на будущее. Эмоции в этом случае являются каналом обратной связи, показывающим, насколько удовлетворяет человека то, что его окружает и то, что он делает.

Основная характеристика этой функции — её произвольность. Человек волевым усилием контролирует свое поведение. Это очень важно, ведь люди живут в обществе и являются социальными существами. Невозможно было бы строить взаимоотношения с людьми, без умения волевым усилием регулировать своё поведение.

3. Осознание себя и своего места в мире

Человек осознает себя личностью, со всем своеобразием черт характера и индивидуальными особенностями поведения. Понимая своё отличие от других, каждый человек считает себя частью общества, благодаря чему возможно строить межличностные отношения.

Эта функция психики во многом позволяет обеспечить приспособление человека к окружающей действительности и возможность ориентироваться в ней. Важным показателем, при этом, является адекватность в отношении к себе и к миру. Некритичное отношение искажает картину мира и мешает строить взаимоотношения.

Поведение человека, как существа социального, отличается особой сложностью. А процессы отражения и регуляции зависят от активной направленности. Поэтому выделяют активное и реактивное регулирование и отражение. Человек, за счет наличия сознания, способен не только пассивно реагировать на изменения условий среды, но строить свое собственное осознанное поведение.

Существует другие классификации, более полно или более кратко описывающие функции психики и их предназначение. Вот пример подробной классификации психических функций.

Имплицидные функции и эксплицитные функции психики

Имплицидные функции (аффективные, гностические, регуляторные). Эти функции координируют взаимодействие человека с окружающим миром. Основа имплицидных функций — нервная система и мозг, которые являются органами психической деятельности. Оттого эти функции считаются заданными изнутри.

Эксплицитные функции (коммуникативные, когнитивные, эмотивные, конативные, информационные). Они организовывают и управляют взаимодействием человека с другими людьми, с самим собой и с миром вещей. Их основой являются психика и органы чувств, и потому они считаются заданными извне.

Гностические функции

Обеспечивают получение и ассимиляцию информации о свойствах объектов в процессе взаимодействия человека и внешнего мира.

Информация, полученная извне, перерабатывается во внутренних процессах — памяти, восприятии, воображении, ощущениях, представлении и мышлении. Человек получает возможность сформировать свое представление о мире, планировать свои действия и предвидеть исход поступков.

Гностические функции лежат в основе познавательной деятельности. Результатом их работы становятся знания и интеллектуальный потенциал.

Аффективные функции

Это отношение на уровне «нужен»-«не нужен» к объектам взаимодействия, причем в конкретной ситуации, зависящей от внутреннего состояния.

Это субъективная оценка, которая влияет на отношение к объекту. Отрицательные эмоции, например, могут предупреждать об опасности определенных вещей или людей. Из этого вырастают более сложные формы — чувства, являющиеся важнейшими компонентами личности, индивидуальности, характера.

Регуляторные функции

Управляют взаимодействием с миром и налаживанием отношений с людьми.

Они преображаются в поведение человека, его действия, поступки. Отношения с людьми налаживаются благодаря соблюдению общественных ритуалов и правил, обычаев и законов. И поэтому всегда имеют нравственный компонент в своем проявлении.

Воля — основа регуляции психики в сфере предметных действий, и потому является внутренним стержнем организации личности.

Коммуникативные функции

Отвечают за связь человека и объектов взаимодействия, благодаря органам чувств, речи, мимике и прочему.

Общение с другими индивидуумами, например, возможно именно из-за наличия обратной связи, реакции одного человека на поведение другого. Общение бывает невербальное и вербальное.

В результате общения и взаимодействия с другими людьми, человек развивает в себе коммуникативность, общительность, обаяние и харизму.

Информационные функции

Обеспечивают процесс передачи сведений в знаковой и символьной форме.

Благодаря ощущению и восприятию происходит прием сведений окружающего мира. Это так же накладывает отпечаток субъективности на всю информацию. Только унификация в символах и знаках, понятных любому, делает возможность полноценного общения между людьми.

Когнитивные функции

Обеспечивают осмысленность познавательной деятельности человека.

Личностная направленность человека задает определенную установку на воображение и мышление. И потому является отправной точкой в развитии интеллекта.

Под влиянием взаимодействия с миром, формируются такие процессы, как мышление, представление, воображения. Таким образом создается внутренняя модель мира и человек может предвидеть результаты действий. Благодаря этому, например, возможно находить взаимопонимание в общении с людьми.

Эмотивные функции

Это переживание влияния окружающего мира на человека.

Контакт с любым объектом внешнего мира вызывает эмоцию - отрицательную или положительную — в зависимости от душевного состояния человека. Формами проявления эмотивных функций выступают чувства, настроения, эмоциональные состояния, аффекты и первичные эмоции.

Внутренняя оценка и переработка этих чувств позволяет строить социальные отношения.

Конативные функции

Определяют направленность деятельности человека и его поведение.

Потребности и установки, желания, интересы, склонности и увлечения — становятся мотивами предметной деятельности. Конативные функции обуславливают способность к психологической устойчивости, саморегуляции и координации действий.

Креативные функции

Это творческий потенциал деятельности человека.

При помощи механизмов экстериоризации и интериоризации происходит трансформация творческого потенциала. Во внутренние — интериоризованные — психические состояния и свойства (память, эмоции, мышление) и во внешние — экстериоризованные — проявления возможностей человека в действиях и поведении. Это обеспечивает такие явления в общении, как заражение, подражание, внушение, которые появляются под влиянием другого человека.

Результатом развития этих функций становится самоактуализация личности, стремление к самосовершенствованию. Человек становится творцом. И создает свою новую реальность, отвечающую его потребностям, вместо приспосабливания к окружающей действительности.

В заключение

Психическая реальность существует в 2 плоскостях: внешней, направленной на мир и координацию жизнедеятельности. И внутренней, обращенной в себя — самосознанием, рефлексией, явлением интроспекции. Психика человека развивается всё время и процесс этот строго индивидуален, зависит от условий и образа жизни, от полученного образования, от социального окружения. Следовательно, осознанная целенаправленная деятельность оказывает влияние на развитие определенных способностей. Всё это возможно за счет того, что функции психики тесно увязаны. Это обеспечивает целостность психики, её непрестанное развитие и саморегуляцию.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Олеся С.
Об авторе: Обожаю рисование, лепку, рукоделие и любое интересное творчество. Мама двоих детей и прекрасная жена! Советую ниже посмотреть похожие публикации, там интересно!
Понравилась публикация? Поделиться с друзьями:
Мой Карапузик
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.