Социализация личности

Социализация – многоэтапный процесс обеспечивающий, интеграцию личности (человека) в социальную среду. В ходе социализации происходит овладение понятиями и нормами, принятыми в обществе. Существуют естественные и общественные институты социализации, позволяющие человеку овладеть социальными знаниями практическим и теоретическим путем. Ученые выделяют несколько видов социализации, а также процессы обратные ей. Далее мы рассмотрим более детально каждый вид.

Виды социализации

Разделяя процесс социализации на виды, следует упомянуть такие из них как:

  • Первичная. Этап познания общества, начинающийся от рождения человека и продолжающийся вплоть до полного формирования личности. В данный временной промежуток происходит Социализация личностипервоначальная закладка поведенческих, мировоззренческих и культурных навыков человека;
  • Вторичная. Дальнейшее обретение социальных навыков, проходящее с преобразованием или удалением моделей полученных на этапе первичной социализации. Данная стадия может сопровождаться проявлениями стресса и отторжения, ввиду возникновения контраста между моделями, заложенными изначально и формируемыми в настоящий момент. Формируемые на этапе ресоциализации модели накладываются на базовые образы, в этом отношении первый этап более важен для личностного развития;
  • Локализованная. Данный вид постижения общественных ценностей можно разделить на несколько подвидов, в числе которых: групповая, досрочная, организационная, гендерная, прочие специфические разновидности социализации. Объединяет все подвиды то, что процесс развития происходит внутри определенной группы, обособленной по половому, социальному или профессиональному признаку.

Досрочной социализацией принято называть «репетицию» определенного этапа. Ярким примером данного подвида является сожительство пары до вступления в брак. Локализованная социализация имеет большое значение в процессе формирования личности. При длительном нахождении в малой группе и постоянном контакте с людьми, идентифицирующими себя в качестве её членов, формируются наиболее стойкие поведенческие и социокультурные модели.

Институты и агенты социализации

Существует несколько основных систем, в среде которых происходит формирование личности. Каждая из этих систем (агентов) оказывает определенное влияние на личность, формируя её социальные черты и определяя приемлемую роль в обществе. Основными институтами социализации ученые называют:

  • Семью;
  • Образование (как процесс);
  • Круг общения (группа по интересам);
  • Язык;
  • Религиозные организации;
  • Средства массовой информации;
  • Экономическая система и право;
  • Исправительная система (пенитенциарная).

Семья имеет наибольшее значение в вопросе формирования личностно-социальных черт, так как именно данный агент закладывает базисные навыки общественной жизни в сознание и подсознание ребенка. В семье человек постигает основы культуры и нормы общения, усваивает стереотипы поведения, учится идентификации по классовому, половому и иным признакам.

Школа, колледж, университет, иные виды образовательных центров, способны дать человеку исчерпывающую информацию об окружающем мире. Суть образования, как процесса, заключается в постижении новых знаний и усвоении информации о процессах теоретическим и практическим путем. Данный оператор способствует образованию адаптивных и профессиональных навыков личности, еще более приближая её к самоидентификации.

В окружении людей со схожими характеристиками (соц. статус, возраст, интересы) и проведении в этом кругу значительной части свободного времени, индивидуум учится определять свою роль в обществе. Группа по интересам служит своего рода репетиционной площадкой, позволяющей человеку отточить имеющиеся социальные навыки, применяя их на практике.

Язык является одним из важнейших агентов позволяющих личности взаимодействовать с окружающим миром в реальных условиях. Благодаря языковым навыкам становится возможным обмен опытом в разных социальных группах. Владение языком, распространённым в регионе проживания, дает человеку возможность пользоваться социальными благами, работать, учиться и общаться с окружающими людьми.

Религия формирует духовные черты личности, её видение вещей находящихся за чертой повседневности. Проблемой воздействия религии как агента социализации является создание препятствий для динамического развития и адаптации человека в обществе, исповедующем иные духовные ценности. Изучение различных верований напротив полезно для социальной адаптации.

СМИ считаются мощнейшим орудием формирующим модель социума в целом и личности в частности. С помощью информационных технологий происходит обучение масс и формирование у них общих взглядов. Влияние СМИ на личность может быть крайне неоднозначным, а эффект от такого воздействия в целом зависит от психологического здоровья человека, его характера и исповедуемых ценностей.

Экономическая система формирует профессиональные навыки позволяющие находить способы, делающие материальные ценности более доступными. То есть, от типа экономической системы зависит то, какие именно черты личности буду развиваться активнее, а какие по необходимости. Правовая система регулирует поведение личности, наказывая за совершение социально неприемлемых поступков и поощряя за пресечение таковых.

Система исполнения наказаний – пенитенциарная система, выступает в роли агента социализации для людей совершивших антисоциальное деяние. В этой системе человек находится в составе малой группы под пристальным надзором.

Эффективность современной системы наказаний сомнительна, в виду низкого педагогического фактора и высокого уровня коррупции внутри неё. Но, несмотря на внутренние проблемы, роль системы как агента социализации высока, за тем исключением, что свою основную функцию – исправление людей совершивших преступление, она не исполняет. Напротив, человек прошедший через места лишения свободы теряет часть адаптивных навыков и нуждается в социальной реабилитации.

Десоциализация

Явление схожее по основным признакам с процессом социализации, но протекающее в обратном направлении. Для десоциализации характерно «выпадение» человека из рамок общественной жизни, отрицание социальных ценностей и нередко борьба с ними.

Причинами «бегства» могут быть низкий уровень материального благосостояния, насилие (особенно в детский период жизни), религиозные и политические убеждения, наркомания и т.д. Десоциализированные элементы нуждаются в реабилитации, лечении, а иногда и исправлении через наказание.

Факторы социализации

С первого и до последнего дня своей жизни человек социализируется. Не существует общего пути социализации, путь каждого человека уникален. Конечной точкой пути является личностная актуализация - явление, характеризующееся максимальной степенью социальной полезности.

Основой социализации как процесса является общение, в ходе которого происходит усвоение навыков, формирование ценностей и установка жизненных целей. В течение всей жизни происходит структурирование личности, формирование её уникальности и богатства.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Олеся С.
Об авторе: Обожаю рисование, лепку, рукоделие и любое интересное творчество. Мама двоих детей и прекрасная жена! Советую ниже посмотреть похожие публикации, там интересно!
Понравилась публикация? Поделиться с друзьями:
Мой Карапузик
Спасибо!
Теперь редакторы в курсе.