Психология конфликта – это изучение спорной ситуации с момента её возникновения до завершения. С эпохи появления человеческой популяции во взаимоотношениях не обходится без противоречий. Когда они обостряются и перетекают к активной степени конфронтации - это называется конфликтом.
Любые столкновения интересов препятствуют достижению целей, разрушают общность усилий, портят отношения в семьях и коллективах, приводят к физиологическим и психическим расстройствам здоровья, поэтому психология, как наука, изучает природу конфликтов и способы их искоренения. Ведь если не найти сущность проблемы и не докопаться до основных факторов, пробудивших противоречия, невозможно урегулировать эффективно сложившуюся ситуацию.
Причины конфликтов:
Организационные
- Ресурсы. Большинство людей желает получать больше, чем имеет на данный момент. Субъективно оценивая собственную значимость, индивид уверен, что его обижают и недооценивают, от чего предпринимает шаги, приводящие к конфронтации.
- Задачи. В каждой организации решение задач ложится на плечи других людей, которые субъективно воспринимают их значимость и собственную причастность. Эти задачи не являются иерархически главными и основополагающими для индивида, к тому же отнимающими время. Поэтому при взаимодействии с исполнителями, участвующими в совместной реализации этой задачи, вероятен конфликт.
- Цели. Конкретная цель, заданная исполнителю, является для последнего более важной, чем общая цель организации. И методы её достижения легко могут принести ущерб организации, поскольку скорейшее и наименее энергозатратное достижение цели является для работника приоритетом.
- Информация. Неправильные оценки и понимание задач, методов целедостижения, исключающие друг друга предписания, намеренная дезинформация, неверная передача заданий и подобные коммуникативные казусы приводят к конфликтам.
- «Теневой» лидер. Появление в структуре организации харизматического неформального вожака, к которому прислушиваются, тоже причина потенциального противостояния, так как его видение достижения целей когда-нибудь обязательно пойдёт вразрез с мнением начальства.
Социальные
- Климат. Неблагоприятный социальный или психологический климат, удушающая атмосфера неизбежно приводят к конфликтам.
- Адаптация. Ни одна организация не способна существовать длительное время без появления новых членов. Для новичка – это неизбежный стресс, и если коллектив полностью не настроен благожелательно и педагогично, что бывает редко, конфликт произойдёт.
- Двойные стандарты. Каждое руководящее звено не застраховано от более тесного общения с кем-либо из сотрудников. Когда в отношении «любимчиков» на какое-либо действие или бездействие закрывают глаза, в коллективе случается раскол.
- Возраст. Возрастной дисбаланс несёт в себе и разницу в мировоззрении, в аксиологии, в толерантности, в поведенческой манере, что является неискоренимой предпосылкой к противоречиям.
Личностные
- Желание доминировать.
- Любовь индивида к критике без изучения ситуации и обоснованной аргументации.
- Отсутствие конформизма, толерантности или строгая, невдумчивая принципиальность.
- Вмешательство в личную жизнь, обсуждение чьих-то персональных жизненных проблем перед коллективом.
- Депрессивное или конфронтационное состояние психики.
- Консерватизм. Неумение и нежелание рассматривать новые мысли и предложения, инновации и позитивные реструктуризации.
- Неумение развиваться и зацикленность на стереотипах.
Структурировать конфликты возможно по участникам конфронтации. При такой схеме они делятся на:
- Внутриличностные. Они появляются при дисбалансе потребностей и различии способов удовлетворения, при выборе иерархии целей и мотивов. Постоянно случаются ситуации, когда индивиду необходимо сделать выбор между обоюдоважными поступками. Желание быть рядом с заболевшим ребёнком обязательно вступает в конфликт с желанием заработать на лекарства и необходимостью идти на работу. А желание наброситься на пирожные сталкивается с потребностью сохранять красивую фигуру. Такие спорные ситуации знакомы каждому. Их можно назвать и конструктивными, хотя случается, что они, в конечном итоге, становятся причиной заболеваний.
- Межличностные. Происходят при столкновении двух людей. Подобные споры знакомы всем. Это семейные разногласия между мужем и женой, отцом и ребёнком, между коллегами, между работодателем и подчинённым, между парой друзей и т.д.
- Межгрупповые. Они возникают после осознания противоречий между разрозненными группами. Как правило, аналогичные конфликты проявляются из-за распределения ресурсов.
- Между индивидом и группой. Этот кризис возникает, когда человек уверен, что правила, ценности, нормы, принятые группой, нелегитимны или ошибочны.
- Межгосударственные. Подобные инциденты зарождаются наиболее часто из-за ресурсов или религиозных мотивов и происходят между двумя странами или альянсами стран.
Предупреждение конфликтов
Предупредить и предвосхитить заранее конфронтацию вполне возможно при устранении причин, из-за которых может возникнуть конфликт. Необходимо воздействовать на его составные слагаемые: участников, мотивы, объекты, средства. И делать это до того, как возникла конфронтация, тщательно изучив возможности и предрасположенности. Для этого нужно:
- Создать все условия, препятствующие зарождению и негативному развитию потенциально конфликтных ситуаций.
- Оптимизировать организационные условия деятельности организации, основываясь на парадигме, что уменьшение конфликтов гораздо полезнее, чем консервативное движение по накатанным схемам.
- Устранить социальные и психологические корни конфронтации.
- Заблокировать и переориентировать личностные причины пробуждения конфликтов.
Методы искоренения конфликтов
Конструктивно подойдя к сложным вопросам, возможно разрешить любую ситуацию без основополагающих потерь для задействованных сторон, а знание причин, породивших проблему, благоприятствует оптимизации и нормализации противоречий. Ясно, что не каждый конфликт есть вероятность предвидеть и предупредить. Так что необходимо учиться адекватно выходить из кризиса. Если противоборство не разрешилось само по объективным или форс-мажорным обстоятельствам, методов устранения всего два:
- Компромисс. Каждый участник осознаёт необходимость прекращения борьбы и готов к уступкам ради разрешения непродуктивной ситуации.
- Сотрудничество. Все оппоненты садятся за стол переговоров и обсуждают способы урегулирования. Сообща выбирают приемлемые действия и алгоритм целедостижения.